Свободный стиль икэбана (Дзиюка) появился в начале 20 века под влиянием современного искусства. В этом стиле основное внимание уделяется оригинальной комбинации растительного материала в соответствии с идеей и внутренним чувством автора работы. Этот стиль можно назвать свободным только от внешней формы, многовековые традиции искусства икэбана, его эстетика влияют на внутреннее содержание работ. Составление такой композиции начинается с главной идеи, которая должна быть новой, необычной и являться акцентом работы. Это может быть как природная красота растений, так и новый взгляд на них, например, в свободном стиле можно видоизменять привычную для всех форму листьев, цветов. В таких работах автор использует живой материал как художник краски или скульптор мрамор.
В стиле Дзиюка наряду с живыми растениями можно использовать сухой материал: листья, травы, плоды, а также материал нерастительного происхождения: стекло, пластик, металл и т. п. Такие «неживые» материалы играют второстепенную роль, помогая выражению главной идеи, всегда связанной в искусстве икэбана с живыми растениями.
Свободные композиции могут быть выполнены в различных стилях:
— Натуралистическом, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
— Символическом, когда растения, несущие разнообразную символику, вносят своеобразное внутреннее содержание в работу. Используется также геометрическая символика (круг, треугольник, квадрат и т.д.) и символика цвета.
— Абстрактном, который сформировался под влиянием современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
— Сюрреалистическом, который представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром.
Используя растительный и искусственный материал в качестве таких элементов как линия, плоскость, масса, точка, цвет, разнообразно сочетая их, можно создавать бесчисленное множество неповторимых композиций свободного стиля икэбана Икэнобо.