Стиль Рикка появился в эпоху Муромати в 15 веке и является основой искусства Икэбана, из которого в дальнейшем возникли все существующие стили.
Источником вдохновения для создания первой композиции в стиле Рикка послужил природный ландшафт, окружающий Киото, а основой – алтарная композиция Татэбана, которая украшала изображение Будды в Буддийских храмах. Рикка олицетворяла собой могущественную красоту природы, в которой отдельные элементы символизировали горные вершины и пологие холмы, скалы и утесы, водопады и реки. Первоначально икэбана стиля Рикка состояла из 5, затем из 7 и наконец, из 9 главных элементов (якуэда). Каждый элемент должен быть выполнен из определенного материала, исходя из его формы, места произрастания, времени года и имеет точное место в композиции. Стебли всех элементов поднимаются из вазы плотным пучком строго вертикально и затем отходят от центральной линии каждый в определённом месте и в определённом направлении. Участок композиции между поверхностью воды и изгибом первого элемента называется Мидзугива и это одно из важнейших мест композиции. Великие мастера искусства Икэбана говорили, что если долго смотреть на Мидзугиву, можно заглянуть в душу автора.
Как и в других видах традиционного японского искусства, в классических стилях икэбана Сёка и Рикка композиции создаются в одном из трёх вариантов:
Син – наиболее строгий стиль для официальных церемоний. Главный элемент композиции Син, находящийся в центре вазы, устремлён вертикально вверх.
Гё – более свободный стиль, в котором основной элемент может отклоняться в сторону, а затем его верхняя часть снова возвращается к центру композиции, создавая ощущение устойчивого баланса.
Со – наиболее свободный стиль, в котором основные элементы могут быть выполнены не из древесного материала, а из цветов или трав, композиции в широких вазах, заполненных песком, а также состоящие из двух групп.
Рикка – это очень сложная многослойная конструкция, в которой точно выдержан баланс между высотой, шириной и глубиной, правильно соблюдены пропорции всех элементов композиции.
Стиль Рикка – это «лицо» школы Икэнобо, его изучают только в этой школе, тщательно сохраняя традиции и разрабатывая новые направления. В 1999 году глава школы Икэнобо Сэн Эй представил новый, разработанный им стиль свободной композиции Рикка – Рикка Симпутай. С этого момента традиционную композицию Рикка принято называть Рикка Сёфутай.