Стиль Сёка возник в конце 17 — начале 18 века под влиянием философии Дзэн и объединил в себе строгость и величавость стиля Рикка и простоту и естественность стиля Нагэирэбана.
Икэбана стиля Сёка выражает силу жизни, которую можно почувствовать, созерцая растение, растущее в природе, где оно ежедневно подвергается воздействию ветра, засухи, дождя, снега и все это оставляет на нём свой отпечаток. В этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер растения. Поэтому неудивительно, что в композициях Сёка можно встретить листья, изъеденные насекомыми, пожелтевшие или надломленные ветром – во всем этом заключена природная красота растения.
Композицию стиля Сёка образуют три главных элемента (якуэда) Син – Соэ – Тай, олицетворяющие противоборство двух стихий – неба и земли, и человека всегда находящегося между ними. Согласно восточной философии, в основе всего существующего в мире лежит взаимодействие двух начал светлого — Ян и темного — Инь. Их единство и борьба – главное в икэбана стиля Сёка. Так, элемент символизирующий небо (Соэ) находится всегда на солнечной стороне, земля (Тай) располагается в теневой части композиции, а человек (Син), обладающий как свойствами инь, так и свойствами ян, всегда обращен к свету («смотрит» на Соэ) и стремится вверх к совершенству.
Растения поднимаются над поверхностью воды единым стволом. Место их выхода из воды называется – мидзугива, и ему придается очень большое значение во всех традиционных стилях икэбана Икэнобо. В зависимости от сезона на расстоянии 5-7 см от поверхности воды стебель освобождается от веток, листьев, цветов чтобы выглядеть изящным, ровным и стройным.
В икэбана стиля Сёка могут использоваться не более трех видов различных растений, исходя из их количества Сёка бывает Иссюикэ (из одного вида), Нисюикэ (из двух видов) и Сансюикэ (из трех видов материала). В зависимости от формы используемых растений композиции Сёка создаются в одном из трех стилей Син, Гё или Со.
Син — это сдержанная строгая форма, использующая прямые растения, стремящиеся к вертикальному росту. Для таких композиций используются высокие вазы с нешироким отверстием, размах веток не превышает ширину сосуда. Этот стиль символизирует человека в состоянии покоя.
Гё — создает впечатление легкого движения и покачивания растения на ветру. Выбираются ветки и цветы с изящными изгибами и разветвлениями. Этот стиль символизирует человека в движении, в пути.
Со – более свободная, эмоциональная форма, в которой используются растения с энергичными изгибами и каскадными ветками. Этот стиль символизирует человека бегущего против ветра. Такие композиции можно размещать в подвесных сосудах, среди которых своей изящной формой выделяются вазы в виде лодки и луны. Используются также бамбуковые двух и трёхэтажные сосуды, а также широкие вазы для создания композиций, состоящих из двух групп.
В 1977 году 45-м главой школы Икэбана Икэнобо Сэн Эй был представлен новый свободный вариант стиля Сёка, получивший название Сёка Симпутай. С этого момента традиционный вариант композиции стиля Сёка принято называть Сёка Сёфутай.